О подготовительных неделях к Великому посту.

Великий пост в 2023 году начинается с 27 февраля, но ему предшествует несколько подготовительных недель.

05  февраля – Неделя о мытаре и фарисее.

На Литургии читается отрывок Лк 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.

В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. На воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».

12 февраля – Неделя о блудном сыне

На Литургии читается отрывок Лк 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

18 февраля – Вселенская родительская суббота.

Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность.

Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

19 февраля – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная.

На Литургии читается отрывок Мф 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.

На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

20  февраля – 25 февраля – Сырная седмица, Масленица.

Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день.

В среду и пятницу, то есть 22 февраля и 24 февраля 2023 года, Литургия не совершается. В эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.

Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны и т.п., а также — рыбы. Отсюда и название.

26 февраля – Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания.

На Литургии читается отрывок Мф 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

После вечерни совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета, облачения храма – черного цвета.

Заговенье на любую пищу животного происхождения.

Все постовые предписания требуют благословения духовника.

Покаяния отверзи ми двери

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод:

Жизнодавец! Открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Богородица! Наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Псалом 136 “На реках вавилонских”

  1. На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сiона;
  2. на вербiих посреде eго обесихом oрганы нашя.
  3. Яко тамо вопросиша ны пленшiи нас о словесех песней, и ведшiи нас о пенiи; воспойте нам от песней Сiонских.
  4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
  5. Аще забуду тебе, Iерусалиме, забвена буди десница моя.
  6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебe, аще не предложу Iерусалима, яко в начале веселiя моего.
  7. Помяни, Господи, сыны eдомскiя в день Iерусалимль глаголющыя; истощайте, истощайте до основанiй eго.
  8. Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаянiе твое, eже воздала eси нам;
  9. блажен, иже имет и разбiет младенцы твоя о камень.

Перевод:

  1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
  2. на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
  3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: “пропойте нам из песней Сионских”.
  4. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
  5. Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;
  6. прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
  7. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”.
  8. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
  9. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень !

 Краткое толкование.

Псалом 136 «На реках вавилонских» представляет собой песню еврейских изгнанников, томящихся в вавилонском плену после падения Иерусалима и разрушения первого храма. Первая часть псалма (ст. 1-6) выражает скорбь евреев о потерянной родине, вторая (ст. 7-9) — надежду на возмездие захватчикам и угнетателям.

«Реки вавилонские», упоминаемые в тексте, — это Евфрат, Тигр и, возможно, Ховар (упоминается у Иезекииля), на пустынных берегах которых предавались скорби евреи, вспоминая иерусалимский храм и совершавшиеся там богослужения. По толкованию Феодорита Киррского вавилоняне требовали от евреев исполнения священных песен не для того, чтобы научиться почитанию истинного Бога, но для того, чтобы посмеяться над пленёнными. Чтобы не давать повода для насмешек, а также потому, что священные песни нельзя было исполнять вне храма, евреи отказывались «петь песнь Господню на земле чужой». Десница, которая забудет того, кто подвергнет забвению Иерусалим, — это, по толкованию Афанасия Великого и блаженного Феодорита, помощь свыше от Бога; тот, кто забудет Иерусалим и, соответственно, завет между Богом и Его народом, сам будет забыт Богом.

В новозаветном контексте псалом 136 понимается как скорбь христианина, из-за своих грехов и страстей удалённого от Бога, ставшего пленником своих страстей и пороков. В святоотеческом и богословском понимании трудные для истолкования последние стихи псалма, содержащие молитву о возмездии сынам Едомовым, дочери Вавилона и её младенцам, обретают свой смысл — младенцами Вавилона являются греховные пожелания, которые должны быть безжалостно искоренены в зародыше.

Молитва Ефрема Сирина.

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(земной поклон)

Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.

(12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Перевод:

Господи и Владыка жизни моей ! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

_____________________

Материал подготовлен с использованием информации православного сайта «Фома».